ЛЕГКОХОДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

You are at: Главная Приключения Велогрузия
Грузия, велопоход по Тушетии, Хевсуретии, сентябрь 2017 PDF Print E-mail

Звонок: «Привет! Мы через 2 месяца идем в Грузию на 2 недели в велопоход. Ты с нами? Билеты берем завтра. Думай!»

Единственное но, на Кавказе уже был много раз и хотелось в другие горы, зато компания собралась хорошая и маршрут  был с вызовом. Перевалы по 3500 м с велосипедом – это интересно! Честно говоря, я и пешком на таких высотах еще не бывал. Решено!

Трек похода здесь.

Большой альбом тут.

Лучше бы я о походе узнал за 2 недели – было бы проще собраться. А так, имея в запасе 2 месяца, я дал волю всем своим велосипедным сомнениям: ехать на найнере или на 26, ехать с мягкой вилкой или с жесткой, на двухподвесе или нет, с багажником или без, узкая резина или широкая… В ремонт отправились и багажник, и двухподвес, и 2 вилки.

В результате я приобрел раму Giant XTC под 26 дюймов, поставил на нее найнерскую хромолевую жесткую вилку Surly Karate Monkey (пришлось нарастить шток на 3 см у Андрея Швыдко) и резину Continantal Vertical 2.3. Свежесобранный вел обкатывал в последний день перед выездом и в тот же день шил внутрирамную сумку. 2х месяцев до того было мало )))

Что я сделал заранее, так это пошил «паук» для подвешивания рюкзака под седло. Я изучал подседельные сумки и самая большая, которую я нашел, была сумка на 23 л, которые на заказ делает человек в Чернигове. Но даже 23 л мне показалось маловато, и я захотел под седлом разместить рюкзак с возможностью увеличения его объема до 50 л. Испытания с подвешиванием 18 кг мешка картошки под седлом прошли успешно и решено было отказаться от багажника. Теперь я не боялся обещанного 6-дневного автономного участка, для которого требовался дополнительный объем и грузоподъемность. Что замечательно, в подвешиваемый под седлом рюкзак можно при желании сгружать все вещи и нести его на спине, что и делалось на особо крутых перевалах.

Но следует предостеречь: у меня от седла до верха заднего колеса расстояние 40 см. Для менее рослых райдеров размещение груза под седлом может оказаться проблематичным…

Жаль, что не успел еще пошить чехол для велосипеда из хорошей силиконки, чтобы можно было его использовать в качестве тента. Дело в том, что за месяц до старта я сильно потянул колено и до последнего дня иногда прихрамывал и даже тяжело было отталкиваться правой ногой, когда начинал движение на велосипеде. Поэтому вероятность схода из-за здоровья была очень велика. В связи с этим я готовил полный набор снаряжения, чтобы быть готовым к режиму соло. Всего же нас ехало 6 человек и легкоходом был лишь я один. Поэтому палатки у нас были классические на дугах, 3-4-килограммовые. Тяжелоходы добрые ребята и общественной снаряги вручили мне всего 1.5 кг, хотя у них самих было до 4 кг общака.  Даже не смотря на дублирование мной части снаряжения, разница в весе моего «снаряда» (велосипед+снаряжение) и их достигала 10 кг.

Мой велосипед весил 12.5 кг (тяжеловато, как для ригида) и сумки примерно столько же при 3-дневном запасе еды с расчетом на ночевки и движение от 0 градусов.

Остальные участники ехали классически: на хардтейлах с багажниками и баулами. На сложных подъемах баулы надевались на плечи, педали скручивались и велосипед катился рядом.

В моем формате без баула (bikepacking) можно было продолжать толкать и нести велосипед на неудобных узких и крутых тропах: вес равномерно распределялся спереди в сумке под рулем, внутри рамы и под седлом. Подседельная сумка не мешает толкать велосипед вверх. Баул же очень мешает, когда идешь по узкой тропе возле велосипеда.

Тяжелоходы приятно удивляли не только добротой, но и своей мощью и здоровьем. Если я уставал при том, что мое снаряжение весило 30% моего веса, то каково было им переть в гору при весе снаряги более 60% от их веса! Особенно это касается девочки Жени, которая на подъемах многим мужикам давала фору J

Говорят, что в велосипедных походах вес не столько важен. Возможно, это и правда для туринга, но в нашем случае поход получился частично пешим. Дня 4 мы потратили на крутые подъемы в пешие перевалы Чаухи и Ацунта.

Хронология.

Мы прилетели в аэропорт Тбилиси и добрались своим ходом до Дидубэ (рынок и автовокзал). Пока мы закупали продукты, поступило предложение заехать на бусике на перевал Крестовый, на которое мы согласились. Так мы сэкономили 2 км подъема в жару по трассе в первый день и, собственно, один ходовой день оказался в запасе.

На второй день мы уже ехали вниз с перевала и Дима-руководитель на ходу придумал нам интересную радиалку с купанием в «гейзере». Насколько мы поняли, это был фонтан из поломанной трубы.  Очень мощный! Высотой он был метров 10 и вода, падая, больно била наши тела и головы )))

Дозакупили продукты на 6 дней автономки в Степанцминде и уже затемно стали лагерем недалеко от нее.

В третий день перед нами стал выбор: ехать на простой перевал или на пешеходный и красивый на 400 м выше. Коллективное безумие взяло верх и мы отправились на Чаухи. Под перевалом встретили группу из Тернополя. Руководитель шел в шлепанцах, он узнал мой рюкзак и попросил научить его группу выбирать правильные рюкзаки ))) На биваке я перепаковался в пешеходный формат. С едой 6 дней у меня получился рюкзак 12 кг. Но такой рюкзак был мало кому интересен, группа была уставшая, а вот пирамидка-пончо вызвала интерес своим космическим видом J Нашим соседям не повезло:  у них при накручивании баллона около зажженной горелки вспыхнула вторая газовая горелка. Они ее отбросили и через пару минут баллон рванул.

После перевала была надежда залихватски умчаться вниз, но техника езды и крутая сыпуха, потом травяной склон вынудили всех идти пешком. Всех, кроме Геры: он оказался самым прокачанным технически. Остальные же шли с баулами за плечами и скрученными педалями до совсем плоских участков. Я тоже шел, а в одном месте скользил на боку несколько метров по траве, велосипед тоже скользил у меня над головой )

Второй раз я упал уже с велосипеда прямо на виду у пешеходников-немцев. Было вдвойне обидно. Ударил колено об камень, в том месте даже порвались штаны. Срочно смочил в ручье и надел мокрый наколенник. Перспектива схода не из-за нагрузки, но из-за травмы стала как никогда близкой. Все-таки в походе нужно ехать максимально аккуратно и не допускать небрежной езды.  Хорошо, что уже был вечер и у меня была ночь на восстановление. Не знаю, спасла бы меня мягкая вилка или нет. Точно могу сказать, что по тропе, которую не видно из-за длинной травы, ехать на ригидке очень стремно. Она хороша, когда видишь дорогу и можешь руками отработать препятствие. Более того, велосипед не «клюет» на спусках и есть ощущение полного контроля и ответственности за происходящее. А вот для «нежданчиков» типа камней в траве прописана мягкая вилка.

Ночевали мы на островке примерно 10х30м. Поверхность пришлось сильно чистить от следов жизнедеятельности лошадей. Хвала отважным уборщикам!

5й день

Наконец-то долгожданный спуск по брутальной каменистой горной дороге! Чувствую себя в своей стихии. Портит ощущение только громкий стук в рулевой на больших камнях (рулевая в купленной б/у раме оказалась без родных конусов). Приходится «жечь» аккуратнее )

Спуск быстро закончился и мы начали подъем в автомобильный перевал Медвежий. Под перевалом на нас налетел град и я в процессе переодеваний потерял защитные очки. На Женю, которая ушла вперед группы, напали 3 кавказских овчарки. Хорошо, что пастух был рядом и спас ее.

Спуск с этого перевала был еще веселее и красивее. Не хватало только очков, чтобы ветром не выбивало слезу. Здесь начинался край каменных башен. Жаль было на такой скорости пролетать живописные места. Не успеваешь насладиться красотой природы и впитать ее.  Мало того, что пейзажи быстро меняются, так ещё и внимание постоянно приковано к дороге. Считаю это минусом велопохода. Наслаждение красотой и духом гор подменяется в лучшем случае удовольствием от скоростного спуска…

До Шатили доехали уже на следующий, 6й день. Много времени потратили на осмотр каменной деревни-крепости. Дозакупили  продукты.  На эти дозакупки и прочие блага цивилизации тратится много времени, которое можно было бы потратить на движение. Мне нравятся автономный формат, когда все с собой и ничто не мешает погрузиться в дикую природу.

Такое погружение лично для меня помимо морального отдыха приносит и серьезный терапевтический эффект и на физическом уровне. Все знают, что в походе редко кто болеет простудами. Я считаю, что переключение из городской среды в походный режим избавляет нас от множества негативных мыслей и переживаний, что и влечет за собой гармонизацию всего организма.  По сути это и есть выздоровление. Психосоматика, однако! Я даже подумал, что неплохо было бы ввести новое направление медицины: походотерапия. ..

После Шатили мы доехали до Муцо. Вокруг древней крепости активно идет строительство новых аппартаментов в том же стиле. После Муцо пограничники ооочень долго выписывали нам пропуск. Чечня находится за соседним хребтом.

На 7й день штурм Ацунты начался! Жара, выжженные склоны, крутая тропа с высокими бортиками. Шли до самой темноты. Место для ночевки воду искали уже в темноте на высоте 3 км. Это была самая холодная ночевка – около 5 градусов.

8 день. Донабрали недостающие 500 м высоты. Перевалили из Хевсуретии в Тушетию. На удивление, склон оказался более проезжабельным , хотя этот перевал самый высокий на маршруте.  За день было 2 переправы с переноской велов в руках.

9й день спуск с Ацунты продолжается по бесконечному траверсу, устланному кизяками. Встретили гостеприимного пастуха Ливана и пообедали с ним. 2 недели назад у него умер брат (свалился с лошади) и теперь все заботы по хозяйству и поддержке семьи легли на плечи Ливана.  Удачи ему!

Наконец-то спустились в Гиреви. Снова закупка продуктов. Отметились у пограничников о выходе из погранзоны.  Сделали 2 пешие переправы. И наконец-то снова начался захватывающий спуск по горной дороге. Где я поймал «змеиный укус» ) Начался небольшой дождь. Второй и последний за поход. Ночевали с видом на хостел, куда некоторым из нас очень хотелось, но мест не было )

10й день, завершили спуск в Дартло, перевалили через небольшой перевал в Омало. Дороги стали более грунтовыми и пыльными. Дима на спуске из Омало одолжил мне свои очки, за что ему огромное спасибо! Дорога оказалась довольно оживленной и весь спуск по серпантину проходил, как в глиняном тумане. После этого нам предстоял подъем в последний перевал Абано. Это единственная дорога, ведущая в Омало и Тушетию, причем довольно суровая. По ней ездят только джипы, делики и грузовики. Ни одной легковушки я там не видел. Заночевали под переваом.

11й день - бесконечный спуск в цивилизацию. Почти 3 км (?) сброса по высоте, бесконечные повороты и трясучка. Особое испытание приятным нескончаемым даунхиллом J У Никиты случился боковой порез Maxxis Crossmark (кантрийная резина, слабовата для походов), а потом еще и змеиный укус.

По Алазанской долине ходили грузовики, наполненные виноградом. Реки пересохли, печальное зрелище…

12й день добирались до Сигнахи. Отличный чисто шоссейный этап с финальным набором в 400 м.

13й день – матрас и моральное разложение группы в стиле пеших прогулок по городу и посещений кафе и ресторанов. Городок Сигнахи недавно отреставрировали и теперь он весьма привлекателен для цивильного туризма. Рекомендую!

14й день – возвращение в аэропорт на бусике. У многих был перевес по багажу, даже до 3 кг. Но если грамотно прислонить вел при взвешивании, то можно получить меньше дозволенных 23 кг )

Маршрут получился насыщенный и интересный. Люди ходят тот же маршрут пешком, но на нем слишком много дорог, чтобы быть пешеходным, а перевалы не такие уж сложные, чтобы бояться на них лезть с велосипедами.