ЛЕГКОХОДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

You are at: Главная Приключения Нижняя Сванетия
Нижняя Сванетия, июль 2016 PDF Print E-mail

Ccылка на пройденный трек.

Много фото здесь.

Повинуясь жажде нового, в феврале стал искать куда бы полететь, где еще не бывал. Самым доступным направлением оказалась Грузия. Вот и отлично, давно не был на Кавказе.

Гугл по запросу «поход в Грузии» сразу выдает Сванетию, как будто других гор в Грузии нет J А они есть, и немало ))) Для первого знакомства со страной сойдет, тем более что маршрут по верхней Сванетии расписан по дням в предложениях коммерческих походов.

Сразу откликнулся попутчик – Женя из liteway.com.ua. Успешный опыт совместного похода у нас уже был. В дальнейшем он не переставал радовать и удивлять меня скурпулезным подходом в подготовке и вниманием к мелочам. За пару недель безрезультатных поисков дополнительной компании перелет туда-обратно подорожал со 100 до 120 долларов на человека. На дворе был уже март. Билеты смотрели на все летние месяцы.  Выбрали начало июля.

Небезызвестный Рик («отец легкоходства» в Украине и основатель ресурса legkohod.com) до последнего дня имел намерение присоединиться к нам. От него же исходила и идея маршрута: пройти по нижней Сванетии, где никто обычно не ходит. Мы нарисовали трек на основании троп Генштабовских карт от Местии до мощного озера Тобаварчхили с выходом в Мухури. Это был красивый трек даже на экране )))

Первый день.

Прогулялись по Кутаиси, зашли в храм Баграта (построен в 1003 году), выпили странного кваса, отведали хачапури по-аджарски (еле справились вдвоем с одной порцией). Мой новый GPS Garmin eTrex 20 не хотел показывать треки, которые мы из последних сил рисовали перед выездом, но удалось найти компьютер и исправить ситуацию. Спасибо сотрудникам офиса TNT, которые мне любезно помогли. Ехали в Местию с группой ребят из коммерческого похода. Они собирались идти по классическому маршуруту. Мы же высадились возле поворота на Магардели, не доезжая 12 км до Местии. Прошли в сторону Лайлы первые 7 км и умудрились заблудиться.  Зато место для ночевки было сипатичное. Пока не пошел дождь мы для печки заготовили дров впрок. Для одной готовки на двоих достаточно около 0.5 л мелких дров. В Грузии до сих пор проблематично достать баллоны газа. Но встречалась реклама больших баллонов по $10.

Второй день.

Нашли нужную тропу с утра. Это даже полноценная дорога, так что можно забрасываться довольно высого на какой-нибудь Ниве и сэкономить пару часов подъема. Вообще это начало восходения на Лайлу (4008 м) – высочайшую вершину Сванетского хребта. По дороге нам встретился хостел, где гид Георгий предлагал восхождение для групп до 100 чел. Так что до перевала (Чижди 3100 м) с тропой проблем почти не было. Стоят даже цивильные указатели на столбах. В тот день нам очень повезло с погодой и мы с лихвой насладились панорамами ледников и даже увидели саму Лайлу. Вообще в этом походе везение было просто неимоверное, после чего начинаешь задумываться о реальности высших сил…

После перевала явной тропы не было и мы немного прошли по гребню и начали спуск по южному склону хребта Бакылд. Вдоволь насмотрелись на хребет Бечаши с его прямолинейными полуторакилометровыми откосами. Впечатляет! В голове пока не укладывалось, что нам это хребет скоро штурмовать… Впереди внизу, как на ладони, виднелось озеро Унираши и мы решили спуститься прямо к нему по азимуту, як то кажуть, навростець. Не было видно ни следов пребывания людей, ни животных. Только напугали пару змей, которые грелись на солнышке. Абсолютное ощущение первопрохождения, которое преследовало меня весь поход… По альпийским лугам и снегам спуск был легким и приятным, трава становилась все гуще, а склон все круче. Я перешел на метод спуска, когда становишься на четвереньки и спускаешься задом наперед, хватаясь за траву и землю руками. Получается и быстро, и на ноги приходится другая нагрузка, что позволяет им отдохнуть во всех смыслах (и мышцам, и суставам, и коже в ботинках). Тем не менее я в тот же день умудрился заработать себе большую влажную мозоль на подошве. Пришлось заклеивать большим пластырем в 3 полосы. Когда до озера оставалось уже как по горизонтали, так и по вертикали 100 м, мы уперлись в обрыв. Уже темнело и мы срочно разбили лагерь на склоне в 45 градусов J Я лег в ложбинку, образованную после падения большого дерева, когда у него вырывается корень. Женя завис в гамаке неподалеку. Ночью и утром шел дождь и шуршали мыши около кульков с едой. Добрались до печенья…

День третий.

Вышли поздно, т.к. решили отдохнуть после вчерашнего ударного дня. После дождя искать спуск к озеру не хотелось, да и не верилось, что он есть. Поэтому мы решили подняться обратно на хребет или пройти его траверсом выше. До самого верха тропинок не наблюдалось. В одном месте, где тропа согласно карте шла траверсом, скорее всего был оползень. Поверхность горы была скальной, крутой и непроходимой в пешеходном стиле. На самом верху обнаружились мощные тропы, а также быки, которые их вытаптывали. Видели также пару домиков, но решили в них не останавливаться, хотя было уже поздно. Быки нами заинтересовались и стали нас преследовать, причем первый бык бежал галопом. Всего их было штук 10. Несколько раз приходилось их останавливать криком и размахиванием палок. После этого быки останавливались озадаченно, но потом продолждали преследование. Это было стремно J Наконец-то мы скрылись из их виду и вздохнули спокойно. Пора было уже спускаться, по карте недалеко был ещё один домик. Начался дождь, накрыл туман и поиски домика ни к чему не привели. Стали мы прямо на бычьей тропе выше зоны леса. Для пущей молниезащиты тент установили на бамбуковой трекпалке – ноу хау от Жени. Мои алюминиевые трекпалки воткнули подальше в надежде, что молния предпочтет их, а не наш тент J Большим подарком в тот вечер стала обалденная двойная радуга после дождя.

День четвертый.

Ночь была холодной, около нуля. С нетерпением дождались появления солнца из-за хребта. В самом начале пути нашли остатки домика. Он оказался разрушен и в ночевке бы нам не помог. Тропа уверенно шла траверсом и вселяла надежду на быстрое продвижение и возможность дойти до намеченного финиша. Сегодня нам надо было дойти до селения Кваны и пересечь речку Лайлу. Начался спуск и тропа то появлялась, то терялась снова. Женя был у нас троповедом, т.к. у него чутье на тропу, но когда она терялась совсем, то вперед выходил я и тупо ломился по азимуту в надежде снова поймать Тропу. Со временем мы уже боялись произносить её название вслух, чтобы не спугнуть. Называли её просто Она. Она кое-где явно прослеживалась по срубенным топором веточкам, но на полянах пропадала напрочь в высокой траве. При пересечении одного из притоков Лайлы Женя поскользнулся на камне. В голове быстро прокрутился сценарий того, как я бегу за помощью в населенку. По времени мы бы уложились, но сценарий неприятный… В долине Лайлы трава достигла неприличного размера выше 2х метров и я дал волю своим лосячим наклонностям. Никаких Кванов по сути не оказалось, только пара развалившихся домиков. Наша траектория следовала по бывшей двухколейной дороге, но это только угадывалось по рельефу, т.к. растительность захватила каждый сантиметр долины. Наконец, по большой сыпухе мы спустились к месту Лайлы, где встречались тропы с правого и левого берегов. Вероятно, когда-то тут была переправа, да и то не факт. Нам оставалось только ходить вдоль реки в поисках наиболее удачного места для переправы. Поток был мощный и если бы не переваленное природой через основное русло бревно, не известно как бы мы переправились. Переползли по бревну на другую сторону и намочили ноги всего четь выше колена. Везение! Погода была жаркая и мы даже подсушились немного после переправы. Мы начали зигзагообразно набирать высоту по 45-градусному склону в надежде найти тропу. Но не было даже намека. Набрав метров 300 высоты, мы нашли довольно ровное место (редкость!) и разбили лагерь. Почва состояла из рыхлой смеси корней плюща и листьев. Колышки держали на честном слове. Ещё пара кустов выручила нас: мы получили относительно устойчивое жилище J

День пятый.

Продолжался начатый вчера сумасшедший подъем. Бурелом из здоровенных пихт, на которые даже и не влезешь. Нашли старую лесопилку – пеньки после бензопил. Когда же она функционировалала и куда отвозили лес?  Вероятно, сплавляли по Лайле? Склон постепенно становился все круче и обратный ход уже вызывал сомнение. Ведь спускаться обычно сложнее, чем подниматься. Внимание, везение: дождь был пару дней назад. По мокрому мы могли бы и не одолеть этот подъем. И тут я не верю своим глазам: по траверсу идут конские следы. Вперед выпущен Женя-следопыт. Он зубами вгрызся в тропу и больше мы её не отпускали до самой речки Лешкури. Тропа провела нас по остатку подъема на Бечаши и весь спуск по обратной её строне, которая оказалась по рельефу гораздо сложнее чем рельеф подъема. Даже сложно представить, сколько бы времени у нас заняло прохождение этого же маршурута без тропы. Скорее всего, это заставило бы нас повернуть назад или искать более быстрого выхода в цивилизацию, хотя более быстрого пути не было. Это было не просто везение, а подарок судьбы! Но на этом он не закончился. Внизу около поселения Усгвири мы встретили шестерых всадников, которые только что спустились. Это по их следам мы шли полдня. Откуда шли они, мы так и не поняли. Просто с неба свалились на нашу голову ) Говорят, что много лет никого не было в этом районе (оно и видно) и тут пришли они, чтобы восстановить тут домики и хозяйство с коровами. Дальше нам нужно было переправиться через реку Лешкури, которая была никак не меньше Лайлы и поваленных деревьев послизости не наблюдалось. Выше по течению начинался скальный берег по нашей стороне, а ниже по течению было слияние с ещё одной мощной рекой. Мы битый час ходили туда-сюда эти 200 метров и щупали поток в разных местах то ногой, то трекпалкой. Поток был глубокий, быстрый и бурный. И тут произошло не иначе как чудо: наши новые знакомые грузины специально ради нас завалили бензопилой 4 дерева и обустроили переправу. Ещё и перевели нас через этот новый мост, придерживая за рюкзак. Это была просто фантастика! Этот день и эта река были экватором похода: теперь нам только вперед, назад возвращаться будет гораздо дольше… Ну все, казалось, теперь все препятствия пройдены и осталось всего каких-то 10 км до перевала Лешкури, а там до Бавари рукой подать. От мысли дойти до озера Тобаварчхили мы уже отказались, т.к. пришло понимание как о состоянии «дорог», так и о собственных возможностях по передвижению через дикие горные просторы.

День шестой.

Начиналось все обнадеживающе: сильно заросшая и заваленная деревьями, но двухколейная дорога шла вдоль реки Лешкури. Через километр шара закончилась и мы продолжили в лучших традициях: двухметровая трава, криволесье в разных видах и под разные уклоны, хождение по руслу реки, в общем, преодоление всего разнообразия высотных поясов в первозданном виде. Красота, конечно, и дикость природы её усиливает. Иногда шел дождик. Возле мрачного ущелья виртуальная тропа уходила в сторону от реки, т.к. по самому ущелью пройти невозможно, надо траверсовать склон выше. Пожалуй, это была самая экстремальная часть маршрута. Все заволокло туманом и видимость упала до 30 м. В таких условиях без тропы на крутом склоне, поросшим рододендроном, шансы найти удачную траекторию катастрофически падают. Висишь на кустах и думаешь, то ли набирать высоту, то ли сбрасывать, то ли заночевать в надежде на прояснение. И ещё воды впрок не набрали. Случилось очередное чудо: туман немного разошелся и снова схлопнулся, но нам успела померещиться внизу тропа. Это действительно оказалась Она. Пожалуй, на этом траверсе и в самом деле не так много удачных траекторий, раз тропа оказалась жива. По ней мы прорвались до конца ущелья и заночевали возле ацангуара.

День седьмой.

Утром было холодно. Носки на улице замерзли. Зато погода прекрасная – ни облачка! Просто идеально для прохождения перевала. Это были уже альпийские луга и шлось легко и быстро в любом направлении. Пока не поднялось солнце из-за хребта было крайне холодно ногам, т.к. с травы постоянно стекали в кроссовки все новые порции ледяной воды. Я даже надел кульки на ноги, т.к. пальцы начали неметь даже при интенсивной ходьбе. Тут, наверное, пригодились бы неопреновые носки или мембранные, или ботинки. Но мы же легкоходы и ходим в кроссовках везде J Правда, на это раз у меня были странные кроссовки от Salomon: исполненные как ботинки, в том числе по весу, даром что с тряпичным верхом а ля софтшелл. Влагу они набирают отменно и вместе с ней и вес J В принципе, в них шлось неплохо и если бы не солидный возраст (10 лет по городу), то они бы даже выжили. Но сказалась усталость тряпичного верха и формат передвижения оффроад… Подошве же ещё жить и жить.

…Перед перевалом Лешкури есть 2 озера. Особенно красивым оказалось нижнее и от него неожиданно показал себя, кто бы вы думали? Эльбрус! Красавец! Это был очередной подарок нам.

На перевале турика не обнаружилось. Поверхность в виде ползучего песка с глиной. Возможно, турик был, но уполз. Туристы здесь вряд ли ходят, хотя на озере мы видели следы пребывания людей.

С перевала спуск крутой, пришлось несколько метров рубить ступени по снежнику (внезапно пригодилась «ботинковость» моих кроссовок J). Думаю, что велика вероятность оползня на месте спуска с перевала в Бавари и тогда он может превратиться в какой-нибудь 1Б. Вот за тем отрогом уже должно быть селение и сегодня мы до него доскачем. Ага, щаз! Сначала мы застряли на крутом травяном спуске, и вот вроде как нащупали бывшую тропу, но нырнули в непролазное криволесье без надежды на выполаживание склона, не говоря уже о тропе. Здесь же решили заночевать по откатанной схеме: Женя в гамаке, я на одноместном пятачке. Речка шумела недалеко внизу, но за ней я ходил минут 40, т.к. подход к воде обвалился, в том числе и в месте, где нарисована теоретическая тропа.

День восьмой.

Был выбор: или продолжать мучиться в криволесье, или рискнуть и спуститься по руслу ручья. Второй вариант сработал. Свежие оползни (глина и камни с деревьями) сделали русло ручья более пологим и вполне проходимым. Ручей впадал в речку и её русло нам тоже понравилось по проходимости. Речку пришлось перейти несколько раз, но это было даже приятно. Хорошо, что дождей не было и речка не была вздута. Долго ли, коротко ли, мы дошли до свеженакатанной дороги. Вскоре начались и домики с коровами и источники нарзана (колодцы с минеральной уже газированной водой). Людей-хозяев почему-то не было видно, зато мы встрели радушных электриков, которые тянут новую ЛЭП в эти места. Кто-то этому рад, а кто-то не очень: лучше жить без электричества, но чтобы тебя никто не трогал… Электрики великодушно подвезли нас до Лентех 20 км, чем хорошо сэкономили нам силы на нудной дороге. Ехали мы всемером в пикапе УАЗ-Патриот. Жаль, что в кузове разместиться нам не позволили (не гостеприимно). Вместо этого грузины заархивировались в кабине пикапа и организовали нам посадочные места. Они сетовали, что уже 2 месяца строят эту ЛЭП и каждый день приходится ездить в такую даль из Лентех. Работать в такую жару, действительно, не сладко. На той высоте горной прохлады уже не остается и высокогорных красот тоже. По дороге мы догнали лесовоз, который еле тянул свою ношу и никак не пропускал нас вперед. Случилось последнее чудо похода: у него лопнуло колесо и он стал на обочине. Не представляю, каково менять заднее колесо на перегруженном Урале…

В гестхаус мы пришли не особо чистые, но ещё адекватные J Я ещё прогулялся по трассе за селом, удивляясь качеству покрытия в такой глуши…

День девятый-десятый.

Началась цивильная часть, хостел и прогулки по Тбилиси, поиски сувениров и встреча с Риком.

В Кутаиси в аэропорту встретились с ребятами из коммерческого похода по верхней Сванетии. Они тоже полны впечатлений от пройденного как телесных, так и эмоциональных и вроде как даже высотный график у них посерьезнее. Вот и возникает вопрос: а надо ли было так корячиться по дикой нижней Сванетии, когда можно было с комфортом пройти по цивильной верхней? Каждый решает для себя. Нам обоим очень понравилось, но повторять мы бы такой формат не стали и вам не советуем ))) Девизом нашего похода была фраза из отчета словака по Грузии: «Find your own way

ПС

А озеро Тобаварчхили, до которого мы не дошли, манит и по нему есть даже настоящий пройденный трек от вышеупомянутого словака J

Техническая часть.

Рюкзаки были по 13-14 кг с учетом полного автонома с едой на 8 дней. И это я еще настоял, чтобы раскладка была по 800 г в день, а не меньше. В результате пару кг еды мы принесли обратно )))

Не супер-легкоходно, но достаточно комфортно.

По одежде мне, в принципе, всего хватило кроме цивильной одежды для Тбилиси J Ну и ноги подмерзали один раз утром от ледяной росы.

Пирамидка выдержала пару длинных дождей, а больше ей неприятностей и не выпало. Пуховый спальник вел себя прилично в течение похода в комбинации с бивиком из тайвека. В ногах собиралось немного конденсата, но не критично. Подсушивались на солнышке один раз в середине похода. Да и то от излишка солнца, а не от необходимости.

В целом, набор снаряги был старый и достаточно испытанный. Обновил свою ветровку: в наличии курток из тайвека не было, поэтому купил комбинезон из тайвека зеленого цвета, отрезал ему ноги и получился симпатичный анорак J

У Жени же был целый полигон для испытаний: до 10 наименований снаряги. Думаю, он поделится своими наблюдениями сам.

Хочу выделить на общем фоне его турбопечку, которая бодро горела даже на высоте 3 км. Достаточно для нее нести небольшой запас дров, что сопоставимо с баллоном газа. Сама же по себе печка весит побольше ультралегких горелок, это да. Также надо не забывать об элементах питания (батарейки или павербанк, как в нашем случае). Надо и себе такую печку прикупить…

Из нового порадовал мой свежеприобретенный б/у GPS Garmin eTrex 20. Сравнить могу только с Garmin eTrex Legend C. По ощущениям 20й немного экономичнее (более 3х долгих ходовых дней на одном наборе АА), сигнал держит гораздо увереннее, с компьютером общается «на ты». Мог бы за ту же сумму взять и смартфон, но хардкорное всепогодное решение мне больше по душе. Женя ходил с Meizu в качестве GPS и тоже остался весьма доволен.

Один из 2х аккумуляторов к фотоаппарату оказался дохлым, поэтому фоткать пришлось в 2 раза меньше и красотами, соответственно, наслаждаться в 2 раза больше )))